TRAVEL‎ > ‎Dima travel‎ > ‎

Шпицберген (Svalbard) 2012

Это путешествие, как и много других, явилось полной неожиданностью. Как всегда - я его не планировал. 26 ноября 2012 года был последним моим днем работы в школе. В этот же день я отправился на автобусе в Гданьск. Для меня этот маршрут был впервые. Доплатив немного, меня доставили прямиком в аэропорт, где мне пришлось ждать всю ночь и в 06 утра 27 ноября 2012г. я сел в самолет Гданьск - Осло Саннефьорд Торп (TRF). Аэропорт на ночь не закрывается, но ночных рейсов нет, поэтому все киоски закрылись часов в 12 ночи и в зале аэропорта выключили свет. К сожалению, в аэропорту нет ни одного кафе, где можно поесть, только можно попить кофе и съесть что-нибудь сладкое. Поэтому было голодно, но хорошо, что не холодно :) Сидеть всю ночь было неудобно: крсла с подлокотниками, поэтому прилечь не удалось. Аэропорт ночью был пуст, кроме меня там была еще одна пара молодых людей, которые просто растелили на бетонном полу спальные мешки и легли спать до утра.
    Я летел бюджетными авиалиниями, поэтому билет стоил около 800 рублей, в последствие за такой полет я заплатил 2000 рублей и то, из-за того, что у меня была сумка, которую я сдал в багаж. Регистрацию на посадку я прошел на сайте авиакомпании, но мне пришлось проходить её повторно из-за того, что я не являлся гражданином Евросоюза и у меня необходимо было проверить визу. При прохождении регистрации я получил посадочный талон без указания места и при посадки в самолет на мой вопрос, а собственно какое мое место? - был получен ответ: а любое свободное :) Так я впервые понял принцип системы: самолет как автобус - мест нет, занимай любое :)
    Долетели без приключений, полет занял около полутора часов. В аэропорту меня встретил Эгон и мы поехали к нему на работу. На следующий день я также был у него на работе и пошел погулять по городу Tonsberg.
    29 ноября 2012г. мы рано утром на поезде добрались до аэропорта Oslo Luftavn, Gardermoen. В поезде ехали в вагоне повышенной комфортности, где были столики и кофейный автомат, где напитки были бесплатные и без ограничений. Аэропорт находится севернее столицы Норвегии. Добирались мы около трех часов.
    Позавтракав в аэропорту, мы отправились в путь. В здание аэропорта я пытался поймать бесплатный WiFi (который везде рекламировался), но сделать этого не удалось. Дальше нам предстояло лететь авиакомпание SAS - они на тот момент единственные, кто летал на Шпицберген. Летели мы с пересадкой в Тромсо. Связано это с тем, что Шпицберген имеет особый юридический статус - для пребывания на острове не требуется получения визы. Поэтому в Тромсо я прошол паспортный котроль и получил штамп о выезде из Шенгенской зоны. Обратил внимание, что граждане Норвегии вообще проходили паспортный контроль предоставляя паспорт, банковскую карточку с фотографией или водительское удостоверение, некоторые специальную карточку, подтверждающую, что они работают на острове.
    По прохождению паспортного контроля мы все уселись в самолет, где можно было пользоваться WiFi на борту самолета - таких самолетов всего 8 штук в авиакомпании - услуга новая. Но, к сожалению, просидев минут 20, нам сообщили, что у самолета технические неполадки и нам следует пересесть в другой самолет, где уже WiFi и не пахло, но зато он был работоспособным :)
    Дальше долетели без приключений. Весь полет с прохождением паспортного контроля занял около 5-6 часов. В обед мы приземлились на острове. В аэропорту нас встречал белый медведь ! Очень эффектно. А еще нас встречала НОЧЬ! Мы прилетели в полярную ночь. Выйдя из аэропорта мы дружно сели в поджидающий рейсовый автобус и двинулись в сторону гостиницы.
    Гостиничный номер у нас был двухкомнатный и кухня, совмещенная с гостевой. На входе в гостиницу следует снять обувь. Ходили в местную администрацию - там на входе также следует снимать обувь и одевать приготовленные тапочки. На входе во все общественные заведения висят предупреждающие знаки, запрещающие заходить внутрь с оружием.
    Наша гостиница располагалась в центре города, где сосредоточены все магазины, кафе, рестораны и государственные заведения. В принципе, это одна улица метров 150, где всё и находится. Все остальные места города - это жилые дома. Отдельно расположена школа с бассейном и тренажерным центром, административное здание сусельмана (местный губернатор), представительства отдельных компаний, пожарная часть, театр, церковь и некоторые корпуса детского сада. Детский сад разбросан по всему городку в зависимости от возрастной категории детей. Были всего несколько дней и за эти дни обошли все места, все жилые кварталы, которые тоже разбросаны по всему городу.
    Сам город расположен внизине между горами. Со стороны аэропорта расположен фьорд, со всех остальных горы. По всему городу протекает река, но непонятно, действительно ли она протекает, или протекала. Когда я там был воды не было, то ли она так замерзла, то ли её просто нет - я ходил по этой "реке".
    В один из дней-ночей ходили в самое отдаленное место города, когда возвращались назад по безлюдной дороге - увидели полярную лису, или полярного песца. Он сидел на горе у дороге и глазел на нас, при этом абсолютно нас не испугавшись. По возвращению в гостинице, прочитал, что обычно эти животные ходят позади белого медведя и питаются остатками его пищи. Случаи появления белого медведя в городе очень редки, но возможны. За пределы города категорически запрещается выходить без оружия или проводников с оружием - за это могут и отправить с острова домой.
    В городе есть туристические фирмы, которые предлагают различные туры по архипелагу. Можно прокатиться на собачьих упряжках - есть семья, живущая за пределами города, которая держит собачью ферму - хаски. Можно поехать на снегоходах, чем мы и воспользовались. Можно отправиться путешествовать на корабле, в общем возможностей исследовать архипелаг много, но цены очень кусаются. На весь город один продовольственный магазин, продукты доставляют самолетами, море-океан в зимний период замерзает и корабли не могу заходить на архипелаг. Поэтому если из-за погоды самолеты не поставляют продукты несколько недель - это уже не есть хорошо. На этот случай создан стратегический запас продуктов.
    Видели старое кладбище, на котором были похоронены шахтеры, которые погибли при обрушении шахты. Хоронить на архипелаге категорически запрещено - тела отправляют на "большую землю". Дело в том, что все вирусы, которые живут в организме человека (вирус грипа в том числе) в условиях вечной мерзлоты не гибнут. В давние времена был случай когда погибло все поселение, когда кто-то из приезжих завез вирус, а медицинских препаратов тогда не было. Так и при вскрытии одних из останков старого кладбища было обнаружено, что давнишний вирус жив.
    Спрашивали у местного жителя не тяжело ли жить когда постоянно темно. Он сказал, что намного сложнее когда постоянно светло - организм не отдыхает. В зданиях используют специальные светонепроницаемые жалюзи. Те, кто на острове работает - подписывают контракт, как правило, на несколько лет (3-7 лет), а затем они обязаны уехать с острова, иначе начинаются психологические проблемы. В период "дня" очень много туристов посещают архипелаг, сюда заходят даже круизные лайнеры со всех концов света. На острове расположены действующие шахты, где добывают уголь, который идет на экспорт в Германию, в основном.
    В одно из утро мы взяли трехчасовой тур на снегоходах и отправились в кромешную темноту вдаль от города и последнего пристанища цивилизации. У нас было 2 сопровождающих и, помимо нас, еще одна молодая пара - он норвежец, она немка. ЕМы выехали в 10 утра и ехать на снегоходах в темноте было классно. Двигались вдоль русла реки друг за другом в колонне, средняя скорость - 50 км/час.  Было мало снега, поэтому иногда приходилось передвигаться просто по замерзшей земле, цепляя камни. Когда прибыли до точки назначения, мы все заглушили двигатели и "слушали тишину". Такую тишину мало где можно "услышать" - нет не единого звука, нет звука бежащего по проводам электричества, звука ветра, звуков животных - мы слышали "вакуум тишины". На улице не было кромешной тьмы, из-за освещающей нам дорогу луны. Впечатлений от этой поездки осталось много - первый опыт управления снегоходом.
    Выходные пролетели и надо было возвращаться на континент. Назад долетели без приключений. Еще несколько дней я пробыл в Horten и снова самолет в Гданьск. По прилету в Гданьск, разобрался с  внутрегородским автобусным сообщением и доехал до центрального железнодорожного вокзала (рядом и автовокзал), и пошел гулять по старому городу, так как до отправления моего автобуса еще было много времени.
    Дождавшись автобуса на Калининград, тронулся домой. Дальше дорога прошла без приключений и в Правдинск я уже добрался в районе 12 ночи. Все дети уже спали.